сентября 08, 2010

"Как сказал один мальчик, случайно бывший при этом, Отныне все мы будем не те" (Б.Г.)


Жильвинас Гайлиус, 08.09.2010

Итак, попробую всё коротко изложить...

Очень нужны такие тренинги, где люди могут учиться и общаться на родном языке. Даже если это международные тренинги. Очень важно свободно выражать свои мысли и чувства. Этот тренинг как раз создал участникам такие условия. Участники это оценили. А тренеры сразу почувствовали глубину восприятия материала и информации: совершенно другой уровень, если сравнивать с другими европейскими тренингами, которые проходят на английском языке.

Я подумал, что было бы здорово, если б из России были тоже участники. Ребята собрались русскоязычные и русскоговорящие, но все-таки по своей ментальности очень европейские. Было бы классно, если б они встретились с россиянами и могли поделиться друг с другом опытом. А опыт у них очень разный. В России все-таки зашкаливает формальное обучение, формальный подход, всё более консервативно, в общем, "Old School". Ребята из России немножко по-другому реагируют на те же упражнения, по-другому решают задачи, по-другому принимают решения и много чего по-другому воспринимают. И выводы не такие делают. Например, после игры "Альбатрос" выводы и рассуждения у наших участников были очень "взрослые", очень зрелые и очень европейские - то есть мягкие, осторожные, некатегоричные. С ребятами из России, Украины, Беларуси я такого не испытывал...

Программа тренинга была хорошо сбалансирована. На всё хватало времени: и на интенсивный опыт, и на обсуждение опыта, и на теорию, и на интеллектуальные игры, и на отдых (особенно в бане), и на веселье. Должен заметить, что все эти перечисленные элементы одинаково важны. Хороший микс этих элементов - один из секретов хорошего тренинга.

Группа тоже, благодаря организаторам, была хорошо сбалансирована. Люди разные - и это хорошо! Всё, как в обществе. А группа как раз и сыграла роль маленького социума. Не было цели сплотить группу так, чтобы потом она горы сворачивала. Группу мы использовали как инструмент, как среду для личного развития, для повышения социальных компетенций. Каждый и каждая в этой группе проходил/-а свой учебный процесс. Я ставил задачу, чтоб ребята прошли через групповой процесс и как можно больше повысили уровень своей осознанности. Группа была использована как инструмент, как пространство, где каждый и каждая могли проявить себя, учиться доверять, брать ответственность, занимать активную позицию или просто наблюдать, каждый раз обсуждать новый опыт, получать обратную связь, осознавать. Вот так, в нашем понимании, вырастают молодежные лидеры.

Поскольку многие ребята были из клубов ЧГК, это тоже влияло на содержание и атмосферу тренинга. Интеллект у этих ребят развитый, они многим интересуются и много знают. И не надо их учить. А надо создавать условия, чтобы они сами брали уроки из своего опыта. Они готовы к этому. Так вперед!

Мне было важно, чтоб они кроме своего разумного интеллекта развивали и свой эмоциональный интеллект. Чтобы они увидели, как эмоции дополняют восприятие и как обогащают; чтоб они развивали навыки и способности различать эмоции и опознавать поведение (своё и других людей), которое вызывает именно такие эмоции. Кто способен управлять эмоциями, тот способен управлять и ситуацией. А это уже одно из основных качеств лидера.

По привычке, или потому что нас так учили, мы часто торопимся всё рационализировать, воспринимаем многое слишком рационально. Постепенно про свои эмоции совсем забываем. Почему-то нам кажется, что чувства не так важны. А я считаю, что очень важны! Знаете, почему? А потому, что чувства не лгут. Наш ум/разум привык лгать, и постоянно этим занимается. В школе как научился, так на всю оставшуюся жизнь. А чувства не лгут. Глупо прозвучит, если сказать кому-нибудь: "Ты неправильно себя чувствуешь, чувствуй иначе".

А где тогда молодому человеку побыть самим собой?

Вот поэтому и на тренинге, и во всех остальных формах работы с молодежью (во всем неформальном обучении) мы стараемся создавать другие условия. Но для этого нужен и другой подход.

На этом тренинге я ставил себе задачу создать ребятам пространство, где они могут встретиться со своими чувствами, заново с ними познакомиться, лучше познать себя. Чтоб они как можно больше осознавали, становились более твердыми, более уверенными в себе, и в то же время более чувствительными к себе, к другим, к окружающей среде. Это для меня и есть неформальное обучение, и этого очень не хватает в формальном образовании.

Думаю, что нам это удалось. Многие участники в конце тренинга подтвердили, что тренинг получился духовный. А потому что к сердцу своему начали прислушиваться!

Целостный подход - один из принципов неформального обучения. Это значит, что человека рассматриваем не только как разумное существо, а как целостную личность, которую составляют и разум, и тело, и душа. Поэтому необходимо, чтоб и методы, и все упражнения на тренинге были предназначены и для разума (рациональные задания/игры, теория), и для тела (физические упражнения/игры на природе), и для души (творчество, самовыражение, новый опыт, новые ощущения, новые вызовы, общение).

Конечно, Outdoor (полный английский термин "Outdoor Experiential Learning" - обучение через приключения на природе, в нашем сленге просто Outdoor) был гвоздём программы. Все задания до этого можно рассматривать как подготовку к Outdoor`у.

У Outdoor`а много имен. Аутдорщики называют этот метод "Знакомство за ночь", потому что ночью в лесу и друг друга, и себя лучше узнаешь. Я называю этот метод "Отвечай за базар". Потому что когда мы сидим в тёплом уютном зале, мы можем столько красивых слов друг другу наговорить. А толку-то? Не факт, что наши поступки будут соответствовать этим словам. Последовательность - одна из моих ценностей, и я старался ребятам её передать. Чтоб слова с поступки не различались.

В школе и во многих других регламентированных (репрессивных) структурах в нашей жизни (даже в семье и в церкви) очень редко молодые люди могут получить пример последовательности. Чаще всего взрослые им лгут. Чаще всего взрослые не разрешают им делать того, чем занимаются сами (узнаёте, да?). Так вот: я на стороне молодых людей. Я считаю, что youth workers (работники с молодёжью) должны быть на стороне молодых людей. Это значит: воспринимать их такими, какие они есть, не забывать себя (какими мы были, когда были молодыми), и главное - не лгать себе и других не обманывать. Не обманывать - значит, не манипулировать. Осознанность и манипуляция, по моему глубокому убеждению, несовместимы.

На тренинге я отказывался от любых форм манипуляции. Да, часто провоцировал. Но после каждого опыта, в каждой ситуации я открывал свои карты: разъяснял свои цели, педагогические задачи, создавал условия, чтоб ребята сами их формулировали, делился своими наблюдениями, не скрывал своих мыслей и своих эмоций. Моя цель: когда ребята сами будут проводить подобные мероприятия, пусть делают это прозрачно и осознанно. Это фундамент. А всё остальное приходит с опытом.

И в заключении - про риск в Outdoor`е. Господа, должен вам признаться: в Outdoor`е риск всегда офигенный! Мы всегда рискуем, когда идем с группами в лес, в ночь, в темноту, в неизвестность. Особенно, когда местность нам незнакома, когда не знаем местного языка, а карту и компас можем легко потерять, и в аптечку можем не положить нужные лекарства и т.д., и т.п. Поэтому, когда идём с группами в лес, с нами всегда идут Вера, Надежда, Любовь - три сильные женщины, наши спасители, равноправные члены нашей команды. Может, это покажется вам наивным или банальным, но без этих трёх девиц, дорогие аутдорщики, в лес с группами НЕ ХОДИТЕ!

Спасибо всем, кто нас ждал из похода!
"Как сказал один мальчик, случайно бывший при этом,
Отныне все мы будем не те" (Б.Г.)

3 комментария:

  1. Сатья просто обалденная !!!
    Прочитав, я будто сделала тщательный "рефреш" всего происходящего на тренинге и еще раз изумилась как все было слаженно, гладко и гармонично, как все было законченно и никакая деятельность не выпадала с общего эмоционального габелена. Еще раз огромное спасибо ТРЕНЕРАМ и команде, как говориться : " Вместе - мы сила "!!!

    С любовью,
    Алиса

    ОтветитьУдалить
  2. Жильвинас, спасибо огромное. Я вернулась другой!
    Natalie

    ОтветитьУдалить
  3. перечитываю..чем больше проходит времени,тем больше понимаешь,как все было важно,вовремя,как хорошо,что было.
    я всех вспоминаю,по всем скучаю.
    целую,люблю и обнимаю
    лена "телефончик"

    ОтветитьУдалить