В образовательной терминологии современной Европы распространено разделение обучения и образования на три типа: формальное, неформальное и информальное. И хотя эти понятия не являются очень старыми, в приведенном делении речь идет совсем не о новых направлениях. Сегодня больше внимания по сравнению с формальным образованием получают неформальное и информальное обучение, особенно подчеркивая тезис: обучение происходит везде. Похожим образом (например, в Эстонии) также используются термины школьное образование (формальное обучение), свободное образование (неформальное обучение) и спонтанное образование (информальное обучение).
ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ в основном происходит в школьной среде, которая подготовлена для обучения и учебы. Формальное обучение целенаправленно; преподаватели специально подготовлены, зачастую высококвалифицированы. Цели обучения в большинстве случаев определяются извне, процесс обучения отслеживается и оценивается. Очень часто большая часть знаний из области формального образования до определенной степени обязательна.
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ не является целенаправленным с позиции обучающегося и происходит в ежедневных житейских ситуациях, например, в семье, на рабочем месте, в свободное время и т.д. У этого типа обучения есть свои результаты, хотя большинство из них не сразу заметны для обучающегося и их редко признают. В процессе информального обучения не выдаются свидетельства, также часто его не принимают во внимание в образовательных, учебных или трудовых целях.
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ может происходить в очень разных сферах, в случае с которыми обучение и учеба не всегда должны являться единственной или основной целью (например, природа). Неформальное обучение также целенаправленно, хотя при этом добровольно. В его организации могут быть задействованы как профессиональные преподаватели, так, например, и добровольцы и сверстники.
Чаще всего неформальное обучение характеризуется следующими критериями:
Что такое неформальное обучение
и "с чем его едят" - красочно и в лицах по ссылке в брошюре Эстонского бюро "Молодежь Европы" (Euroopa Noored):
"НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"
СТАТЬЯ Габриэлэ Мацца (Совет Европы, Страсбург) о взаимодействии между формальным и неформальным образованием.
ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ в основном происходит в школьной среде, которая подготовлена для обучения и учебы. Формальное обучение целенаправленно; преподаватели специально подготовлены, зачастую высококвалифицированы. Цели обучения в большинстве случаев определяются извне, процесс обучения отслеживается и оценивается. Очень часто большая часть знаний из области формального образования до определенной степени обязательна.
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ не является целенаправленным с позиции обучающегося и происходит в ежедневных житейских ситуациях, например, в семье, на рабочем месте, в свободное время и т.д. У этого типа обучения есть свои результаты, хотя большинство из них не сразу заметны для обучающегося и их редко признают. В процессе информального обучения не выдаются свидетельства, также часто его не принимают во внимание в образовательных, учебных или трудовых целях.
Чаще всего неформальное обучение характеризуется следующими критериями:
- соответствие целей и намерений;
- добровольное участие;
- обучаемый в центре происходящих событий;
- гибкость и мобильность учебного процесса;
- доступность для всех;
- уравновешенность индивидуального и группового обучения
Что такое неформальное обучение
и "с чем его едят" - красочно и в лицах по ссылке в брошюре Эстонского бюро "Молодежь Европы" (Euroopa Noored):
"НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий