сентября 13, 2010

Кто не учится, играя в карты, уже ничему нигде не научится…

Активная деятельность в рамках программы «Молодежь Европы» предлагает щедрый опыт неформального обучения. Полученные в этой области результаты документируются и оцениваются в виде сертификата Молодежный паспорт (Youthpass). 
Молодежный паспорт – это ваш документ, который:
  • подтверждает участие в учебном курсе неформального обучения; 
  • описывает суть и тематику проекта;
  • объясняет обладателю свидетельства его роль в проекте;
  • описывает результаты обучения в понятной другим терминологии; 
  • учит участника проекта отмечать свой учебный опыт, переосмысливать и фиксировать его. 
Можно ли дать сертификат Молодежного паспорта за игру в карты?  
Думаете, это забавно? Кто-то, конечно, скажет, что эта игра – пустая трата времени. Действительно, полно других занятий, которые развивают больше. Но ведь и игра в карты дает опыт, который можно проанализировать и оценить: в каком ходе я ошибся, а в каком все сделал верно; как мое поведение повлияло на общий ход игры; что бы я сделал в следующий раз по-другому…
Чему можно научиться, играя в карты? 
Игра развивает стратегическое мышление; может развить навыки социального общения; учит различать невербальные сигналы партнера по игре; учит достойно проигрывать и выигрывать; тренирует внимание, память и сноровку; зачастую учит относиться к трудностям с юмором!
Вот ключевые компетенции с примерами из карточной игры:
1. Общение на родном языке: в игре, как и в других ситуациях общения, определенно развивается разговорный язык, происходит изучение игровых терминов, которые позволяют обучаться игре, описывать ее и анализировать. 
2. Общение на иностранных языках: часты ситуации, когда карты с автомобильной тематикой содержат англоязычные термины и молодой игрок выучивает материал, связанный с автомобилем, быстрее, чем школьную программу :)
3. Математические способности и базовые знания о науках и технологиях: в некоторых играх приходится заниматься подсчетом очков и текущей оценкой того, какой именно следующий ход из всех возможных принесет больше пользы (очков).
4. Компетенция в сфере инфотехнологий: иногда карточные игры перебираются в интернет-среду и в них можно играть уже с другими виртуальными партнерами. Так развиваются навыки поведения в Интернете, передаются знания об основах, возможностях и ограничениях общения в виртуальной среде.
5. Способность к обучению: Как обучаются карточной игре? Я сам выбираю того, кто меня этому научит и как? Предпочту ли я личного инструктора или просто прочту правила игры? Хочу ли я сыграть пробную партию для лучшего понимания игры?
6. Личная, межкультурная, социальная и гражданская компетенция: однозначно развитие навыков партнерства в «Бридже» или похожих играх; контроль над собственными эмоциями и разрешение возможных конфликтов…
7. Инициативность и предприимчивость: реализация идеи в карточной игре требует инициативности, заботы о средствах, сбора команды и т.д.
Культурное сознание и культурное самовыражение: в Эстонии выпущены игральные карты, где вместо картинок напечатаны стихи молодых эстонских поэтов :) Творческим самовыражением может быть, например, строительство карточного домика. И кто вообще сказал, что надо ограничиваться только карточными играми, придуманными кем-то до нас?

Как видите, простая карточная игра позволяет поддерживать и развивать самые разные компетенции :) Этих навыков часто просто не замечают. Еще чаще их не оценивают и не подвергают анализу. 
Тем не менее, разные формы молодежной работы осознанно развивают навыки, умения и установки молодежи в рамках всех ключевых компетенций.
НАПРИМЕР: 
1. Составление и написание молодежного проекта, общение со спонсором и партнерами развивают навыки общения на родном языке.
2. Международные встречи молодежи, подготовка и проведение совместного проекта с зарубежными партнерами, волонтерская служба в другой стране развивают, конечно, навыки общения на иностранном языке.
3. Составление бюджета проекта /мероприятия, соблюдение статей расходов, а также разумное планирование времени и действий, распределение ролей и обязанностей - всё это поддерживает математические способности и логическое мышление.  
4. Компетентность в сфере инфотехнологий развивается посредством совместной с партнерами разработки общих дел в интернет-среде и в использовании компьютера при разработке проекта / мероприятия.
5. Способность к обучению растет там, где молодой человек, участвуя в молодежной работе, получает представление о разных формах обучения, узнает о многогранности обучения и своих предпочтениях в этом процессе.
6. Личная, межкультурная, социальная и гражданская компетенция напрямую относятся к ценностям молодежной работы. Они развиваются, например, во время работы в команде, в контактах с молодежью из другой культурной реальности, в осведомленности и активной позиции по поводу происходящего на мероприятии /в обществе /на местном и мировом уровне.
7. Инициативность и предприимчивость укрепляются там, где работа в молодежной организации создает возможности, навыки и правила, которые помогут донести свои слова до общественности или до тех, кто в обществе принимает решения.
8. Все используемые в молодежной работе художественные и артистические методы – организация творческого/музыкального/танцевального номера, творческой группы /коллектива, ведение творческой мастерской /драмкружка и т.д. – способствуют развитию навыков культурного самовыражения.
Источник:  Неформальное обучение и Молодежный паспорт / Эстонское бюро "Молодежь европы" (Euroopa Noored)
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий