Бабка с Дедкой порефлексировали-порефлексировали и испекли... кубик :)
Для образовательных семинаров и тренингов особенно важен выбор способов обучения. Как вы убедились, они весьма разнообразны.
Для начала - некоторые сборники в помощь организаторам (синий текст = ссылка):
Team Building - Сборник игр для командной работы (на анг. яз.)
Team Building - Сборник игр для командной работы (на рус. яз.)
(сборники с сайта www.mitteformaalne.ee)
Интерактивное обучение в школе - подборка игр и других форм обучения
КОМПАС - пособие по обучению правам человека + практические методы, игры, симуляции
Компасито - аналогичный сборник для работы с детьми
Материалы молодежных тренингов с сайта SALTO-YOUTH (на англ.яз.)
Огромное количество самых разных игр на сайте "Летний лагерь", в том числе: Игры Ледоколы, Игры Миксеры, Energizers Там же есть и статьи (о командной работе, о лидерстве...) click, click, click (К сожалению, ссылки на страницы сайта "Летний лагерь" весьма нестабильны: то открываются, то нет, то опять работают... без очевидных закономерностей... приходится ловить момент...)
На этой страничке вы найдете еще ряд ссылок на различные публикации по неформальному обучению, в том числе и практические сборники.
"Тренинг: руководство к действию" - сборник со своей тематической спецификой, но в основе - детальное описание составных тренинга; прочитать о сборнике, познакомиться с его материалами, скачать - ЗДЕСЬ.
Пусть вас не смущает тематическая направленность сборников.
Подойдите к играм и упражнениям творчески! Креативное мышление - это НАШЕ ВСЁ :)
Петька!
У тебя рубашка в клетку!
Ты пришел к нам, детка,
Чтобы съесть конфетку!
Васька!
У тебя трусы в горошек!
Ты пришел из сказки,
Потому что ты хороший!
Подробнее о методах неформального обучения - ниже.
МЕТОД (от греч. μέθοδος — способ, путь исследования)
*в широком смысле:
— способ познания явлений природы и общественной жизни для построения и обоснования знаний.
*в узком смысле:
— способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
— последовательность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели;
— правило, определенный путь, способ, алгоритм решения задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.
Выбирая формы групповой работы для своего мероприятия, мы руководствуемся целями, которые хотим достигнуть, и учитываем, насколько полезна будет такая работа для конкретной группы и конкретной темы.
Но по ходу мероприятия часто нужно оперативно сделать замену. Зависеть это может:
- и от атмосферы в группе (уместна ли игра в данный момент? готова ли группа к данному упражнению? достаточно ли участники познакомились друг с другом? насколько группа сплотилась?);
- и от состава группы (возрастная разница, гендерные различия, размер группы, образование участников);
- и от временных ограничений (какого промежутка времени потребует игра? есть ли нужный запас времени?)
Наиболее популярные методы неформального обучения
Ледоколы (Ice-breaker): короткие активные задания длительностью +/- 5 минут, позволяющие взбодриться, снять напряжение, повысить концентрацию; легкие, простые в исполнении, обычно не требуют специальной подготовки и материалов; могут быть громкими и хаотичными. Важно: не должны повторяться в рамках одного мероприятия.
Командные игры (Team building): задания, которые помогают создать из группы команду - сплоченную группу с общими целями, ценностями, историей; создают чувство сплоченности, проясняют роли, помогают понять влияние поведения людей на команду; дают непосредственный опыт взаимодействия, развивают доверие, позволяют физический контакт. Важно: учитывать готовность, "разогретость" группы и в зависимости от этого моделировать сложность задания, чтобы избежать психологического шока. Важно, чтобы задание было выполнимо.
Игры: различного рода задания с соревновательным элементом; позволяют обратить внимание на какую-либо тему/вопрос, узнать друг друга, развивают сотрудничество; обычно занимают немного времени, легко подстраиваются под потребности, высокоактивны. Важно: поддерживать выполнение правил и обеспечить безопасность игры.
Ролевые игры: проигрывание несколькими участниками заданного сценария, связанного с темой обучения; расширяют взгляды, изменяют отношение к теме, наглядно показывают последствия поведения в заданных ситуациях; симулируют реальность в безопасных условиях. Важно: поведение участников может быть спонтанным, жестких правил нет, но участники должны ясно понимать свои роли.
Симуляции: постановка реальной ситуации из жизни; демонстрирует практическое принятие решений в ситуациях, близких к реальной жизни; участники действуют, реагируют на происходящее самостоятельно, без заданных ролей; задания имеют высокую степень реалистичности и дают непосредственную обратную связь; требуют тщательной подготовки и времени. Важно: провести дебрифинг после симуляции.
Анализ случая: поиск решения ситуации на основе рассказа из жизни (с детализацией для понимания проблемы, анализа и поиска решения); развивает критическое мышление, аналитические навыки, учит отличать факты и предположения; занимает много времени, требует связи рассматриваемого случая с реальной жизнью и тематикой обучения.
Демонстрация: техника, при которой демонстрируется, как что-либо делать или использовать; обеспечивает ясный пример работы. Важно: должна быть короткой; всем должно быть хорошо видно, слышно, понятно (язык демонстрации).
Моделирование: изучение нового поведения, подражая модели или идеалу. Включает: наблюдение за поведением модели, практику ролевой игры, обратную связь через обсуждение моделирования; используется для обучения новому поведению, методу, технике, для межкультурного обучения. Важно: атмосфера доверия.
Мозговой штурм: решение проблемной ситуации путем генерации идей; все идеи записываются без анализа в течение 5-15 минут, и лишь затем следует анализ и отсеивание идей. Развивает творческое мышление, помогает найти необычное решение, поддерживает активность. Важно: требует времени и умения вести дискуссию; процесс требует доверия участников друг другу.
При выборе игры/задания нужно учитывать:
- ситуативную уместность игры/задания и соответствие теме обучения;
- готовность группы к действиям игры, уровень сплоченности группы;
- возрастную разницу, гендерные и социальные различия;
- размер группы;
- возможность импровизации;
- ЦЕЛЬ, которую нужно достигнуть игрой (важен процесс или результат? какой именно результат?);
+ важно обеспечить безопасность (психологическую и физическую) игры/задания.
По ходу тренинга/встречи сначала подбираются мягкие, простые формы работы. Это даст участникам возможность спокойно войти в действия. Тренер должен создать условия, при которых человек сам начнет говорить и действовать. Участникам нужно ДАТЬ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО. Затем, по нарастающей, задания усложняются и обостряются в соответствии с тематикой.
*с завязанными глазами
*с тактильными контактами
*с изображением - возможно - унизительной роли
должны быть продуманы:
! допустимы ли они для данной группы, данных конкретных участников?
! уместны ли они в данный момент, готова ли группа/участники адекватно воспринимать эти действия?
+ игру нужно сначала предложить группе - хочет ли она испытать на себе действия с такими особенностями?
Базовый принцип неформального обучения - добровольное участие (основанное на внутренней мотивации).
NB! Важно дать человеку право выбора:
- хочет ли человек участвовать в действии?
- согласен ли на условия задания?
- согласен ли на присутствие какого-либо человека при выполнении задания?
Важно спросить мнение человека - ОН САМ принимает решение и ответственность, что ход дальнейших действий будет зависеть от него.
Человек имеет право отказаться!
Если для кого-то условия дискомфортны и человек отказывается участвовать в действии, ему можно предложить РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ.
Эта роль позволит человеку не вступать в активные, но неудобные для него действия, но при этом быть вместе с группой, быть участником общего процесса. Кроме того, во время рефлексивного обсуждения наблюдатель даст группе обратную связь.
Еще одна существенная установка, которая помогает сложить атмосферу доверия в группе: каждый имеет право на ошибку.
Прописная истина "не ошибается тот, кто ничего не делает" в процессе обучения через опыт приобретает новое звучание. Примеряя новые для себя ситуации, действия, понятия в игре (моделируя ситуации жизни), мы можем на ошибках получить бесценный опыт наименее безболезненным способом. Именно поэтому в неформальном обучении так необходимы рефлексивные упражнения! В ходе дебрифинга каждый участник анализирует ход событий, ситуации, чувства, мотивы, поведение и ошибки. Анализирует, получает информацию от коллег по группе и делает выводы. Не так важно, насколько правильно ты действовал, но очень важно, насколько ты свой опыт осмыслил и что получил в результате этого.
NB! В ходе рефлексивных упражнений нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы разговор не переходил на личности. Жесткое правило: НЕ говорим о личности, НЕ оцениваем человека! Говорим о своих чувствах, оцениваем ситуацию, действие.
оооооооооо...это было реально СУПЕР
ОтветитьУдалитьлена телефончик
NB! Если какие-то материалы не открываются на вашем компьютере, напишите - я сделаю текстовый или pdf-файл и вышлю вам мейлом.
ОтветитьУдалитьЯ не доволен, что мы проиграли в кричалках.. xD У нас кричалка была менее мелодичная, чем у противников..:D Её труднее кричать было:DD
ОтветитьУдалить:)))))))))))
ОтветитьУдалитьПару видео-фрагментов с вашими кричалками приготовила, поставлю в блог на днях :)
У меня рот до ушей растягивается, когда эти записи смотрю )))
Анжелика