ноября 19, 2010

How it was ...


…21 августа 2010 г. со всех берегов Балтийского моря слетелись-съехались-приплыли 24 участника, вполне себе таких цивильных, «в белом и розовом», с чемоданами и лаптопами... Знали бы они, куда едут! :) Прихватили их организаторы под  чемоданы и вывезли в лес – на базу отдыха Nelijärve. А там… и кормят хорошо, и стелют мягко, и природа душу бальзамирует: сосны-дубы, озеро-тишина, комары уже повывелись, а летнее тепло еще не унесло северными ветрами… И настроились наши участники отдохнуть недельку в радужном состоянии! Да поначалу так оно и складывалось: познакомились, поиграли – душевно, уютно, в охотку...
Рассказать о том, ЧТО ЭТО БЫЛО, в двух словах просто невозможно. Мозг взрывается фейерверком деталей, ситуаций, впечатлений… Прошедший тренинг получился красивым пазлом из множества методов неформального обучения.
Несколько слов о тренинге в международном молодежном журнале IceBreaker 
(скачать журнал без загрузки просмотра можно тут).

Как ЭТО было - словами участников...

Liene Sabule 
         Эсли отвечать на вопрос о том, что ЭТО было, то тут, наверно, не обойтись одним словом. Тренинг прошел как weekend и интенсивная учеба одновременно.
После тренинга я почувствовала себя так, как будто закончила университет. И возвращаясъ домой, все время думала о том, как возможно всего за неделю добиться такого эффекта. Настолько многому научить и всё в процесе игры. Просто фантастика!
Когда ехала на тренинг, я ожидала, что там будут лекции про жизнь в разних школах мира, но не думала, что так многому научусъ полезному за такое короткое время.
Весъ тренинг прошел так интересно, что мне даже не верилосъ, что прошло 8 дней. И так не хотелосъ прощаться с друзями, с тренерами и организаторами. Было такое ощущение, будто уезжаешь из дома на долгое время. 
Но в то же время я безумно рада, что у меня была возможностъ узнать всех участников.
Я получила много знаний о том, как создать команду, и это уже пригодилосъ в работе со школъниками моего класса – они подружились всего за 3 дня и в школу идут с радостю. К тому же научились слушать друг друга и сами предложили спланировать мероприятие для класса на природе, чтобы узнать друг о друге еще болъше.
Если о себе, то, по-моему, я измениласъ только к лучшему. После рассказа Жилвинаса об игре с одеялом, я начала болъше думать о том, что я хочу и что мне нужно, и нужно ли вообще...
А если б я знала, что меня ждет на тренинге, то, наверное, не могла бы дождаться, когда же наконец-то всё начнется. 
Все, что я могу сказать, это БОЛЬШОЕ БОЛЬШОЕ БОЛЬШОЕ СПАСИБО за работу тренеров и организаторов этого фантастического тренинга. 
И также СПАСИБО всем участникам за классно проведенное время!


Elena Gutmann
         Для  меня этот тренинг был полной неожиданностью. Я, честно говоря, не знала, куда еду и что меня там ждет. Знала только, что семинар для активной молодежи, которая занимается различной социальной работой, каждый в своей стране или, возможно, даже за пределами.
Вначале было письмо. Заботливое. И от его содержания мне стало невероятно приятно: меня спросили, когда я приеду, где меня встречать, и сообщили о том, что меня ждут. Настроение поднялось и показалось, что как бы там ни было, но это в любом случае хороший показатель.
Эстония. Таллин. Наш самолет прилетел вовремя, а предвкушение  чего-то интересного стало зашкаливать. Мы с моей коллегой по социальной работе у нас в Германии , а также хорошей приятельницей, которая и рассказала мне об этой возможности участвовать в тренинге, были встречены и посажены в автобус, в котором уже сидели ребята, как оказалось, из разных стран Прибалтики: Финляндии,  , Швеции, ну и ваши покорные слуги из Германии.
Автобус  тронулся. Стало весело, все наперебой, не зная еще друг друга, приглашали к себе в страну в гости, а Анжелика, наш организатор, милая и заботливая, рассказала нам, что нас примерно ожидает.
Приехали. Красота. Благодать. Слева озеро. Справа лес. Позади - множество деревянных домиков, разбросанных по холмам. И наша группа в 24 человека.
Расселили нас по домикам. Моими соседками оказались девочки из Финляндии и Латвии. Надо сказать, что соседки у меня оказались веселые, активные, умницы, одним словом. С ними и в походе не страшно, и...
Наша группа оказалась невероятно сплоченной, чего я не ожидала в первый вечер. Все,  казалось бы, такие разные: интересами, взглядами, возрастом и культурой. Но насколько уникальными и талантливыми оказались наши организаторы - они стерли этот барьер буквально в первые пару  часов. По окончании вечерней программы расходиться никто не желал и до глубой ночи мы играли в пантомиму, пели песни и просто увлеченно общались.
Нас ожидало много интересного, много неожиданного, нового, но в тот первый вечер мы не знали еще, насколько этот тренинг изменит взгляды, а возможно, и какую-то часть нашей жизни.
Утро. Прохладно. Шумные соседки весело щебечут и пытаются вытащить меня из теплой постели. Новый день. Первый день настоящего тренинга в хорошей компании, с интересными людьми. Наверное, это было первое и последнее тяжелое утро за ту неделю, которую я провела на тренинге. Последующие дни я нетерпеливо бежала на завтрак, чтобы скорей всех увидеть, чтобы скорей началась программа. Каждый день нам преподносили что-то новое, что-то, с чем нам зачастую еще не приходилось сталкиваться. Невероятно харизматичные организаторы, которые проводили с нами все время, в том числе и вечера по окончании программы, которых мы не хотели отпускать, потому что все стали друзьями или даже одной большой семьей, не побоюсь я этого слова.
Подвижные игры, воркшопы, занятия в группах  и с каждым индивидуально, беседы и споры, поездка в Таллинн (с целью ознакомить нас с системой помощи детям из социально нестабильных семей) - невероятно много нового, познавательного; треннинг, где мы каждую минуту учили и открывали для себя что-то новое... «Неужели был один позитив?»-спросите Вы. «ДА!» - мой ответ.
Это первый тренинг и семинар в моей жизни, где я всей душой полюбила каждого отдельного участника, где было так душевно и легко, где организаторы уделяли каждому особенно внимание, были теплыми, добрыми и  просто интересными личностями, которые смогли сделать все настолько занимательным, что  было обидно пропустить хотя бы одно занятие, хотя бы одно слово.
Я полюбила эстонскую еду. Питание - это особая тема, но, согласитесь, очень важная. Кормили нас так, что все жаловались, что фигуры сохранить не получится. А какие были вкусные пирожки с капустой и повидлом в перерывах между завтраком, обедом и ужином...
Весь тренинг нас готовили к чему-то... Конечно, в программе стояло слово «поход», но кто бы мог подумать, что под этим словом скрывалась не обыкновенная прогулка от ручья до домика, а самый что ни на есть настоящий поход через лес, по болотам да кочкам, с фонариками, с компасом, картой...
Подготовка велась весь тренинг вплоть до самого знаменательного дня в жизни каждого из участников. Погода стояла промозглая, то и дело припускал дождь, хотелось остаться «дома», и было непонятно, как мы должны все это преодолеть, ибо, как оказалось, поход не был шуткой.
Мы разделились на две группы. Сделать это было сложно, потому что все 24 человека так сдружились, что разделяться не хотелось, но и идти всем вместе было невозможно. Итак, купили все, что надо, запаслись всеми нужными вещами, определили, кто что делает в походе и...
22 часа по эстонскому времени. Это не шутка. Я вижу группу ребят: ноги обмотаны целлофаном, одеты по-походному, рюкзаки... Смотрю на себя - понимаю, что я среди них. Болит горло, только начинает доходить, что мы таки да, идем.
Обнимаемся все вместе напоследок. Первая группа идет после нас по более короткому пути, чтобы развести костер и принять нас после более сложного маршрута. (Замечу еще, что маршруты мы разрабатывали весь вечер сами, по карте и с помощью Google. Два первых было отвергнуто, третий принят. Но кто бы знал, что нас ждет за скудными значками карты в масштабе 1:10000!)
Лес, железную дорогу прошли, поле... Через поле надо снова в лес. В руках карта. Самый высокий мальчик и самая маленькая девочка нашей группы бесстрашно шагают впереди, чтобы указать нам дорогу.
Все больше уходим в глубь поля, поем песни, мы же вместе - нам не страшно. Ждем друг друга. На удивление, невероятно заботливое отношение каждого к каждому: ни раздражения, ни злости на более медлительных участников. Мы  – вместе, мы  – семья. Я вас люблю, ребята, в этом походе я поняла, что я вас люблю.
Поле становится более опасным. Кругом болото. А у нас есть толстая палка, и мы идем сквозь кусты, которые выше самого высокого парня, который нас ведет. Нам не страшно. Нам ХОРОШО. Первые предупреждают последних, все друг друга поддерживают, как морально, так и физически.

Ручей. Надо прыгать через него, иначе только дорога назад. Карта другого пути не покажет. Я трушу, но времени думать нет - и меня ловят 10 рук, те, кто прыгнул раньше меня. Меня ловят, я им доверяю. Меня обнимают, радуются со мной вместе. Ты смогла, а раз смогла ты – значит, все мы.
Далее - новые «опасности», препятствия, но уже ничего не страшно, потому что мы все сможем, преодолеем. Потом были и  пугающие таинственностью дома, и скоростной поезд, который с воем мчался мимо нас на расстоянии вытянутой руки, а мы стояли, обнявшись, все 12 человек и наш любимый тренер, который поддерживал в нас боевой дух.  Было и групповое испытание - два часа молчания. Был и вызов себе: дорога с закрытыми глазами, когда меня и других ребят вели под руки, молча, и мы просто чувствовали и слушали тишину. Был общий костер и радость, безумная радость от встречи с ребятами из другой группы, тепло, забота ребят, сосиски и чай. И дорога домой... Пришли мы под утро, нас ждали наши организаторы. Как же хорошо, когда тебя встречают, не важно в какой час, утром ли, ночью. Мы пили чай, а спать идти не хотелось.
После этого похода мы стали другими. Вначале я не верила, что так может быть, а теперь понимаю, что это было на самом деле невероятное испытания себя, как товарища, как человека, как личность. И сейчас, когда я пишу мои воспоминания, я переживаю все вновь и понимаю, что если бы этого не было в моей жизни, она бы была бедней. Это надо было пережить.
Расставаться было сложно. Невозможно. Хотелось целовать всех, обнимать и не отпускать. Нежелание принимать реальность того, что все закончилось, что эта группа в 24 человека, наши организаторы и тренеры останутся в прошлом, поедут в свои страны, по своим делам, вернутся к другой жизни... НЕ ХОЧУ. Как я могу теперь без вас? Вы же стали моей семьей?
Эмоции передать сложно, еще не придумали таких слов, чтобы описать все переживания, всю глубину ощущений, поэтому, обнимая ребят, я говорила «без слов, милые мои».
Я знаю, мы все увидимся, а может так распорядится судьба, что увидимся снова в этом составе. Потому что иначе быть не может. Потому что мы - команда, мы - сила.
Я скучаю.


Dmitri Smirnov 
          Тренинг в Эстонии – одно из самых ярких событий лета 2010, а возможно, и всей моей жизни. 
          Время на раздумья, когда мне предложили написать заявку на участие, у меня не было. Всё произошло быстро. Это был последний день для отправки заявки, мне прислали письмо с информацией, и человек, который мне его прислал – тут же исчез. Не знаю почему, но сомнений у меня не было, я сразу же захотел поучаствовать… При этому, захотелось подключить к этому родного человечка. Мы оба написали заявки, однако, её не взяли. Безумно жалко. Поэтому, мы до сих пор хотим поучаствовать в каком-нибудь проекте, обмене, тренинге, желательно за пределами Латвии.
Спустя nn-ое кол-во дней я уже ехал в автобусе. Было страшно. Я не знал куда еду, к кому еду, и на что еду (да, я не читал программу тренинга). Приехав на Таллинский вокзал, я продолжал волноваться, ибо вокруг всё по-прежнему чужое и неизвестное. Постреcсовав, ожидая организаторов, мимо которых мы пробежали, не заметив ОГРОМНЫЙ плакат в виде А4 листочка, с названием тренинга, которое я до сих пор не знаю. Но “отбившихся от стада” рижан всё-таки нашли и привели к остальному “стаду”. Хм… На удивление, они оказались такими же людьми как и я, хоть и из других стран… Неожиданно. (Я мало путешествовал.)
Наконец-то! Поворот, автобус останавливается, и мы выходим. Представляю, насколько напуганным я выглядел. Первое воспоминание – это Жильвинас. Он сразу же бросился в толпу здороваться со всеми, и это как-то растопило лёд, который мы, наверное, привезли с собой. Сразу же появилось ощущение, что нам рады, что нас ждали. Второе воспоминание – домики. Они божественны! Не ожидал, что всё будет настолько цивильно. Ммм… Первый обед, первый сбор, знакомство, вкусные печеньки. Первое, что я узнал – это что такое кофе-брейк. Mmm.. Coffee breakwhat a nice thing... Люди как на подбор. Забавно, конечно. Но это действительно так. Все интересные. Каждый со своей историей, у каждого можно перенять частичку его опыта.
Самое яркое впечатление первых дней – это спортивная игра и следующая за ней “сетка ядовитого паука”. Игра вернула в меня уверенность. Я живу спортом, я дышу в те моменты, когда другим дышать трудно. Люблю бороться, люблю побеждать.  Сетка показалась мне интересной задумкой. С первого взгляда выглядела чем-то нереальным, что-то, что невозможно преодолеть, тем более с условиями, которые были нам поставлены (молчать всё испытание). Однако, как человека, который ориентирован на результат, результат меня дико порадовал.
Последующие дни, сборы, учения, тренировки (как потом оказалось) – это было подготовкой к чему-то страшному, к  чему-то, с чем не каждый справится, к чему-то, на что не каждый отважится. Поход. Эти пять букв, именно в этом порядке, – самое страшное для меня, что было на тренинге. Я городской человек. Человек общества и технологий. Я не хочу себя возвращать или чтобы меня кто-то возвращал обратно в нецивилизацию. С первый минут, как я узнал про поход, я сразу понял, что это плохая задумка. Не люблю я челенджи такого типа. История начинается с того, как мы начали выбирать маршрут и составлять список вещей, которые нам понадобятся, и делиться на две группы, которые пойдут в разные стороны и где-то в середине встретятся. Против списка вещей – ничего не имею. Но маршрут, чёрт его возьми… Я атеист, но благодарю Бога, что Антон (наимудрейший из всех Антонов) изменил его в последний момент. Честное слово, если бы мы пошли туда, куда хотели бы идти изначально – мы бы ЗДОХЛИ! Спустя часы планирования, маршрут был переизбран. Вещи закуплены. Мы были готовы. Девять часов, в последний момент перед выходом пару человек “слиняло”, придумав у себя несуществующие недуги, причины. В общем, с ними всё ясно и комментировать здесь нечего. Проехали. Последние приготовления: обматывание кульками ног, чтобы они не промокли. Теперь понимаю, насколько мы были наивными, надеясь на то, что они помогут… Пффф… И так… Мы выдвинулись! Первые минуты похода. Пока что, всё хорошо. Идём бодро, по тропинкам, трудностей не видно, не считая того, что карта начинает намокать, и потихоньку уничтожаться, но на тот момент я ещё не знал об этом. На удивление, мы быстро двигались… Думал, что будем медленнее. Именно наш темп вселил в меня надежду, пусть и ненадолго. 
А что было дальше - не хочу вспоминать, поэтому вкратце:  заблудились, промокли, вернулись, ещё больше промокли, попытались развести огонь, промокли настолько сильно, насколько промокнуть нельзя. Ситуацию с костром надо явно прокомментировать. Мы пытались развести костёр из мокрых деревяшек. <…> Да? Я тоже так думаю. И вместо того, чтобы сесть и подумать, мы страдали вот такой вот фигнёй. К счастью, когда пришла вторая группа, они сообразили “одолжить” дровишек с близлежащего хутора. Уффф, если бы не они, сдохли бы от голода, холода и демотивации.  Покушав сосисек, потупив и попив несуществующего чая (муахаха, самое яркое воспоминание похода: когда по кругу пустили горячую воду, сказав, что это чай, а все пили и присмакивали со словами, насколько вкусный чай... мм...), мы отправились обратно в домике… Спустя где-то полтора часа, злые и промокшие (лично я, так точно), мы вернулись на базу. Ура!
Последующая рефлексия, анализы, да и просто обеды/завтраки и общение с людьми стало каким-то серым. Ощущение, что я проиграл. Не знаю, почему так. Не хотелось ничего делать. Лишь баня вернула какой-то позитив и подняла мне настроение.
Уезжая с семинара, некоторых людей хотелось забрать с собой. Безумно не хотелось с ними расставаться.
Приехав в Ригу, я понял, что я изменился, не уверен, что в лучшую сторону, может быть, стал злее. Я просто изменился, и это факт. Может быть, стал более реально смотреть на мир, осознавать всёобщую ничтожность. В любом случае, любой опыт – это опыт. Не капли не жалею о том, что поехал на тренинг, ведь не смотря на поход, было много позитивных моментов. С радостью бы принял участие в похожем проекте, и с ещё большей радостью принял бы участие в проектах под руководством уже родных для меня тренеров.
Спасибо. Мир. Слушайте рэп.
Irena Gudule
            Этот тренинг всколыхнул и поднял на уровень «осознания» очень многие важные моменты, заставил задуматься, посмотреть на себя со стороны; это было огромное яркое переживание, которое до конца ещё не осознала. Зато очень приятно в мыслях возвращаться опять и опять.
            Стиль работы тренеров Жильвинаса и Лены назвала бы неторопливым, вдумчивым, искренним.  При этом , они  очень живо и точно реагировала на многие моменты, проявляя при этом гибкость,  разнообразие и юмор. Я видела, как тренера не стеснялись быть самими  собой.  Это сильно  мне помогало быть  искренней, спонтанной в проявлениях и давало замечательную возможность быть настоящей. Безоценочно принимали нас такими какие мы есть, проявляли искренний интерес к нам, поэтому росло доверие. Интенсивность и график занятий был оптимальным, практически никто не опаздывал, тем  самым проявляли друг к другу уважение.
            Лена, Жильвинас и организаторы тренинга проявляли о нас заботу.  Особо остро я ощутила заботу о себе со стороны Жильвинаса перед походом в лес.  Накануне, сидя в ресторане в Таллинне, я поделилась с ним своей тревогой по поводу отсутствия сапог и головного убора, страхом заболеть. Я не знаю откуда, но на следующий день появились сапоги, подходящие мне по размеру. И подарок от Жильвинаса – «бондана» на голову. Сказать, что мне было приятно – это ничего не сказать! Я была счастлива!  Извлекла для себя хороший урок.
Какова была моя цель и ожидания от тренинга? Отвечу не своими словами, но они мне очень нравятся:  «Скажи Создатель, вот все просят Тебя – дай, спаси, помоги..., но могу ли чем-нибудь я, пылинка в Твоём мироздании, помочь Тебе, о Великий»? Ответ пришёл быстро – сразу, и всего два слова: «стань лучше». Эта маленькая фраза - «стань лучше» и есть цель и смысл нашей жизни.» Считается, что людей без недостатков нет. И я не исключение. А чтобы исправить свой недостаток, о нём нужно знать и захотеть его исправлять. На тренинге были созданы замечательные условия для знакомства с самим  собой. Нам создали комфорт и уют, при этом заботливо отправили в тёмный лес под дождем, где я (думаю и другие тоже) испытала страдания, скажем так, «благородного» типа: страх, усталость, воздержание, холод, голод. Каждый человек по-разному преодолевает эти страдания в жизни. Те, кто  достойно и по своей инициативе - получает в награду ум, силу (духа), власть, цель (в жизни). И наоборот, если кто-то остаётся в плену пороков: гордыня, жадность, трусость (в основном - перед трудностями), невежество, похоть и, не стараясь с ними бороться, стремимся только к низменным наслаждениям, то получают в «награду» низменные же страдания: нищета, унижение, клеймо неудачи и тому подобное. В общем, что заслужил, то и получил. Я так понимаю. Ночной поход заставил меня обо многом задуматься…..
             Обсуждение различных аспектов жизни, общение с участниками и тренерами меняли и мое отношение, и взгляды, и мое поведение. Сейчас, я больше знаю, что не хочу и что хочу, т.е. разбираюсь в собственных желаниях. Нужно ещё научиться правильно говорить о своих желаниях, чтобы окружающим не было больно и чтобы тебя услышали.  Знаю, что умею принимать решения и брать ответственность на себя.
             Спасибо за бесценный опыт. Многое буду использовать в своей работе со старшеклассниками. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. С удовольствием поеду на любой тренинг под руководством Жильвинаса и Лены. Очень хочется развиваться в струе неформального образования!
            С любовью и уважением, Ирена
Послесловие… 
Звезды в августе непредсказуемы: сложили нечто такое, от чего все наши участники так и остались до конца тренинга «в белом»  :)

PS …а сухие дровишки, господа, - до ломкости сухие ветки - даже в проливной дождь можно найти у самого ствола старых ёлок  ;)

3 комментария:

  1. Лена, спасибо тебе большое за этот рассказ...Я плакала, когда читала....пережила весь тренинг заново, все вспомнила...Просто умница!!!!! Natalie

    ОтветитьУдалить
  2. а я плачу, что не приехал к вам!!! Но обязательно в след. раз! Дмитрий Зискель

    ОтветитьУдалить
  3. Rebiata, ja vas liubliu !!!
    Velikolepnije rasskazi, snova xochiu k vam !!!

    Alisa

    ОтветитьУдалить