ноября 19, 2010

Учи других - сам поймешь :)

Человек познается в игре и в дороге :)

Хочется отдельно отметить два особенно значимых элемента прошедшего тренинга. 

Во-первых, это рефлексивные упражнения (дебрифинг), которыми логически завершалось каждое задание, каждая игра тренинга. Это общее обсуждение, во время которого вспоминаются и анализируются детали происходивших событий, чувства, возникшие во время события, подводится итог. 
Процесс обратной связи играет очень важную роль в обучении: он помогает понять полученный опыт, разобраться в своих мыслях/чувствах и "открыть" рядом с собой других людей - с отличными чувствами, с другими мнениями и оценками. Осмысленный таким образом опыт позволяет сделать выводы на будущее. А без "разбора полетов" чувства и мысли часто зависают в нас дискомфортным хаосом, из которого мы делаем только один вывод: "я в такую ситуацию больше не хочу!"
Дебрифинг имеет свои особенности и правила; в двух словах о них - по этой ссылке.

Еще одна существенная часть программы - теоретические блоки, которые также помогали участникам "по горячим следам" переосмыслить полученный опыт, давали более глубокое понимание происходивших событий и причинно-следственных связей.
Основные темы, которые были рассмотрены в ходе тренинга: 
C.Rogers: Group dynamic 
Leadership 
The Ladder of Participation 
Active participation
Inclusion
Kultura-Natura 
Non-formal learning
(Некоторые моменты этих теоретических блоков - под катом.) 
Сайт организации, в которой работает Жильвинас, - Kitokie Projektai
МОТИВАЦИЮ НЕЛЬЗЯ ДАТЬ, НО ЕЕ МОЖНО СОЗДАТЬ
*в процессе
*в общем действии
*совместно

Теория ЗОН

Зона комфорта - это область, в которой присутствует четкое и ясное понимание происходящего. Находясь в данной зоне, человек испытывает чувство защищенности, уверенности и доверия в отношении к окружающим. В то же время он расслаблен, пассивен и воспринимает меньший объем информации. Как правило, зона комфорта определяется привычными шаблонами поведения: к чему привык, то и комфортно. Любой новый опыт, любое обучение, любое новое явление вязано с выходом за границы комфорта - в зону риска. 

В зоне дискомфорта (риска) человек ощущает недостаточность или отсутствие определенных знаний, опыта, умений и в связи с этим тревогу, неуверенность, неопределенность. Это создает стимул для поиска информации и приобретения новых навыков. Выход из зоны комфорта переживается по-разному: как «любопытно», «интересно» (позитив), как «трудно», «страшно» (дискомфорт).
Расширять свою зону комфорта = делать то, что я боюсь, или то, что я не хочу, но надо. В целом, по мере освоения чего-то нового, человек как бы завоевывает «новые земли» в зоне дискомфорта, продвигаясь по ней - зона комфорта расширяется. В результате, расширяя одно, мы расширяем и все остальное одновременно: мы становимся увереннее в чем-то одном, и это отражается на всем остальном – косвенно, но значимо. 

Как правило, чем моложе человек, тем проще и охотнее он расширяет зону комфорта. Развивающаяся личность, человек, для которого развитие – норма жизни, легко осваивает новые виды деятельности и выходит из зоны комфорта.
Когда здоровый человек надолго задерживается в зоне комфорта и не предпринимает никаких усилий, чтобы выходить из этой зоны и расширять границы, то его развитие, по сути, прекращается - зона комфорта постепенно сужается...
Но следует поддерживать равновесие между комфортом и дискомфортом, иначе падает мотивация. Более сильное решение – перестроить отношение к процессу, приучая себя видеть в развитии не трудное, а интересное.

Можно выделить также зону паники или хаоса — зону совершенной неизвестности. Как правило, оказываясь в этой зоне, человек «выпадает» из процесса. Ему постоянно требуется поддержка и одобрение со стороны других. 

Расширение границ зоны комфорта предполагает три этапа:
1. Осознание границ зоны комфорта. Например, человек осознал, что в компании 2-3 человек, он отличный и уверенный в себе рассказчик.
2. Пограничное состояние (нахождение у границ). Например, тот же человек, понял, когда число слушателей больше трех, то он начинает проявлять неуверенность в своем поведении.
3. Расширение зоны комфорта с захватом нового пространства на поле возможностей. Например, этот человек решил выйти и тренироваться на аудитории из 10 человек, невзирая на страх. И, возможно, через пару месяцев он станет отличным, уверенным в себе оратором, способным выступать в большой группе. 

Подробнее о расширении зоны комфорта можно прочитать, например, тут, тут или тут


"Состав личности":
10%  - гены
10%  - обучение (влияние семьи, учителей)
40%  - среда
40%  - я сам 




Leadership
3 модели построения взаимоотношений лидера и группы:


Задачи лидера:
- оценить ситуацию и правильно выбрать модель отношений;
- сопровождать группу от модели I к модели III;
- чувствовать фазу развития группы и правильно выбирать последовательность предлагаемых действий. 

* Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. 

C.Rogers: Group dynamic
Динамика группы

Еще немного о развитии группы и о групповом обучении - здесь, например, и здесь.

The Ladder of Participation

Небольшая статья о молодежной политике ЕС, о молодежном участии и Лестнице Харта (Лестнице участия) - по ссылке (на рус.яз.)
 
Active participation, Inclusion  
Активное участие, включенность - основа европейской молодежной политики.
Полезные ссылки по этим вопросам:
White Paper on Youth - Белая книга о Молодежи (Европейская Комиссия), текст книги на англ.яз.
О Молодежной политике ЕС, СЕ, OOH (на рус.яз.)
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне сделать самому, и я пойму.

Значение групповой игры
Игровая ситуации не распространяется на личность, не затрагивает ее, не ущемляет.
Через игру участники осваивают новые для себя и самые разные (в т.ч. конфликтные) ситуации - получают опыт, который они могут спроецировать на жизнь. Поэтому
обязательное завершение игры - рефлексивные упражнения. 
О наиболее распространенных методах неформального обучения на страницах блога - здесь.

Дефиниции неформального обучения
Источник: Симпозиум Европейского Совета по неформальному образованию: отчет 2001 г.
Сравнение с формальным обучением
  • Целенаправленное обучение.
  • Многосторонний контекст.
  • Более легкая и разнообразная организация обучения.
  • Альтернативные/дополнительные стили обучения и преподавания.
  • Менее структурированная система контроля качества и результатов обучения.
Важные составляеющие неформального обучения
  • Сбалансированное применение разных механизмов обучения - абстрактное мышление и анализ, ощущение, практические опыт и активная деятельность.
  • Договоренность между преподавателем и учениками о целях, содержании и методах обучения.
  • Добровольность со стороны участников обучения и желательно открытый доступ.
  • Фокус обучения на участниках и на участии.
  • Прозрачность.
  • Конфеденциальность.
  • Активное участие.
  • Ответственность за обучение лежит на учениках.
  • Совмещение личного и социального обучения, ориентированность на партнерство и симметрия между преподаванием и обучением.
  • Близко к жизни, построено на обретении опыта и направлено на обучение посредством деятельности, при использовании культурного обмена и случаев из жизни как основы для обучения.
Отношения между преподавателеи и участниками обучения
  • Справедливость и равенство - партнеры, которые выполняют разные роли, с разной ответственностью и опытом.
  • Взаимное уважение, осознание ценности друг друга.
  • Доверие.
  • Сотрудничество.
  • Взаимность - преподаватели также учатся; участники обучения также эксперты в своей сфере.

Комментариев нет:

Отправить комментарий